Работа социального педагога

                                                                       

       Астраханская специальная  коррекционная       

           школа-интернат №2 для      детей -сирот и детей ,         

 оставшихся без попечения родителей с ОВЗ    (8 вида)      

                                           

    Добро пожаловать на сайт нашей школы!    

 

Работа социального педагога

    Разработки Кисловой М.Ю.

ЗАНЯТИЕ  « АЗБУКА ПРАВА»

( работа с Конвенцией о правах ребёнка)

(занятие по правовому воспитанию в 6-8 классах коррекционной школы VIII  вида)

Цель.Познакомить учащихся с основными правами ребенка,провозглашенными Конвенцией ООН,и способами её реализации.

Оборудование: доска (экран), конвенции по количеству участников, карточки для голосования, карандаши, репродукции картин В.Перов «Тройка», К.Маковский «Свидание», оборудование для сценки, определение понятий  для доски; книги В.Гюго «Человек, который смеётся», А.Некрасов «Крестьянские дети», В.Короленко «Дети подземелья», видеозаписи журнала «Ералаш», фильм «Сэр», фильм «Чучело», техническое оснащение.

                                                     

 Ход занятия.

 Учитель.Уважаемые ребята и гости! Сегодня у нас сложное, но необходимое занятие. Прошу вас настроиться на серьёзный лад.

        Наша сегодняшняя «Азбука права» будет посвящена правам ребёнка. Права ребёнка  отражены в Конвенции, которая была принята 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН (показ Конвенции).

Генеральная Ассамблея – это общее собрание (на доске).

А что такое ООН? (на доске)

О – Организация

О -  Объединённых

Н -  Наций, т.е. в одну организацию объединилось несколько государств – участников, несколько наций, несколько народов, которые решают вместе две основные задачи: предупредить войны и защитить права человека. Штаб организации ООн находится в США, в Нью – Йорке.         

        Ведущий. Ребята, а что означает слово «конвенция»? (ответы). Конвенция – это международный договор по какому-то специальному вопросу, в данном случае – международный договор по правам ребёнка (определение на доске).

     Учитель.   Мы с вами уже познакомились с Конвенцией и сегодня будем работать по несколь ким статьям Конвенции.

          Напомню, Конвенция состоит из вступления, где написано, почему решили создать Конвенцию, и трёх частей. Мы будем работать с первой частью Конвенции (42 статьи).

          Конвенцию о правах ребёнка должны знать все дети мира.

          Конвенция поэтому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый.

          А знает ли ребёнок свои права? Об этом и подумало Мировое сообщество, создавая Конвенцию о правах ребёнка.

Как вы думаете, когда начинает действовать Конвенция? (она начинает действовать, когда ребёнок делает первый  вздох  - вступает в жизнь, рождается).

ЗАДАНИЕ1., Ребёнок – это кто? Как это звучит в Конвенции, найдите и прочитайте эту статью (ст.1, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста). Как вы понимаете: «человеческое существо до достижения 18 летнего возраста»? (ответы детей).

Первое право ребёнка – право на жизнь.

ЗАДАНИЕ2.Найдите ст. 6 Конвенции, зачитайте « каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь». Как вы понимаете «право на жизнь»? (не убить, не бросить, не создавать условия, которые ведут к гибели и т.п.).

ЗАДАНИЕ 3.В ст.6, пункт 2 «обеспечение в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

Учитель.Но эти условия создавались не всегда. Вспомним историю (демонстрация иллюстраций).

В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. В Японии – новорожденных девочек меняли на соль; соль в то время была намного дороже, чем жизнь ребёнка. В Санкт – Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для  младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».

Во Франции в старину детей, которые были в тягость, продавали нищим. Об этом писал В.Гюго в романе «Человек, который смеётся» (можно зачитать небольшой отрывок).

ЗАДАНИЕ4.Посмотрите ст. 7, в ней написано «ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства» (до запятой). Каким правом закрепляется право на имя и гражданство? (демонстрация вариантов свидетельств о рождении, можно раздать детям их документы).

Что ещё указывается в свидетельстве о рождении? (дата рождения, место рождения, ФИО родителей, их национальность, место, дату и номер регистрации; с вниманием к тем детям, у которых в графе «отец» стоит прочерк).

Ребята! Человек, который родился в Белоруссии – белорус, в Болгарии – болгарин, а гражданами какой страны являетесь вы? (России). Значит все мы – россияне. У нас российское гражданство.

ЗАДАНИЕ 5.Продолжаем читать ст.7 после запятой, «А также, насколько возможно, право знать своих  родителей и право на их заботу». Как понять? (ребёнок маленький, физически слабый, беззащитный, и нужно, чтобы о нём кто-то заботился и охранял его). Это забота и охрана возлагается на родителей ребёнка, на семью. Семья – это маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. Но, к сожалению, не у всех детей есть семья. А когда у ребёнка нет семьи, о нём заботится государство. Но так было не всегда.

Учитель .Во многих художественных произведениях отображено бесправное детство детей.

Назовите таких авторов и их произведения (А.Некрасов «Крестьянские дети», В.Короленко «Дети подземелья»).

Назовите художников и их картины, на котором мы видим тяжелое детство детей (В.Перов «Тройка», К.Маковский «Свидание») (демонстрация).

В грустном и трогательном рассказе А.П. Чехова «Ванька», написанном более ста лет назад, мы видим полное  бесправие ребёнка.

Посмотрите внимательно сценку из рассказа А.П. Чехова «Ванька» и ответьте какие права Вани Жукова были нарушены? (показ сценки, где Ваня пишет письмо дедушке).

Какие права Вани Жукова были нарушены? Назовите своими словами (право иметь семью, на хорошие жизненные условия, и т.п.)

Значит:

1.     Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

2.     Все люди рождаются свободными и равными, все имею одинаковое достоинство и права.

3.     Каждый человек имеет право на хорошие условия работы.

 

        Учитель  К сожалению, нередко случается так, что ребёнок остаётся без родителей по той или иной причине, а следовательно, нарушается одно из прав Конвенции – право на семью. Не все дети, попадающие в детский дом, сироты. Сирота тот ребёнок, у которого умерла одинокая мать или оба родителя.

В государственные учреждения попадают и дети, чьи родители больны и из-за болезни не могут воспитать своего ребёнка.

Никогда в России, даже в страшные военные годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в дом ребёнка «отказники». Мать отказывается от своего ребёнка. Почему? (пьянство, нищета, наркомания, низкий нравственный уровень, безответственность молодых людей и т.п.).

 

Проведем блиц-опрос.

У многих детей есть родители, но они лишены родительских прав. Почему это происходит? Почему родители не заботятся  о  своём ребёнке? (Ответы).

Как вы думаете, чего хотят эти дети больше всего? (Ответы).

Как вы думаете, что надо делать, чтобы не было детей – сирот при живых родителях? (Ответы).

Продолжаем работу. На предыдущих занятиях мы говорили о различных сектах, о том, какое горе они приносят людям.

Хочу ра сказать вам про мальчика,в семье которого были проблемы.Родители мальчика являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и не хочет и сопротивляется. За непослушание его наказывают. Помогите разобраться в данном вопросе с точки зрения Конвенции. Может быть родители правы? Раз они родили ребёнка, то могут делать что хотят? Какие права ребёнка нарушают родители?

Откройте ст.14 п.1, читаем «государства – участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии». Как вы это понимаете? (ответы детей).  т.е. никто не может заставить человека  вступить в какую-то организацию, если он мыслит по-другому, если он этого не захочет.

 

        Учитель  Сейчас предлагаю послушать отрывок маленькой сказки «Мальчик – с – пальчик и страус» (можно с демонстрацией).

 

….Мальчик – с – пальчик блуждал по лесу, разбрасывая за собой камушки, чтобы найти обратную дорогу домой, он даже не мог представить, что за ним по пятам ходит страус и глотает эти камушки. Мальчик – с – пальчик оглядывается – нет камней. Он потерялся окончательно: нет камней – нет дороги домой; нет дороги домой – нет самого дома; нет дома – нет мамы с папой….Вдруг он увидел страуса.

Страус. Садись ко мне на спину, я очень быстро бегаю, мы отправимся путешествовать.

Мальчик. Но как же мама с папой? Я их больше не увижу?

Страус. Если они потеряли и не ищут тебя, то, вероятнее всего у них нет желания увидеть тебя как можно скорее.

Мальчик. В ваших словах есть истина, господин Страус. Но как же моя мама?

Страус. Я терпеть не могу твою маму за то, что она носит страусиные перья на своей шляпе.

Мальчик.  Да, вы, правы, господин Страус, она не останавливается перед расходами, чтобы пустить пыль в глаза соседям.

Страус. Да лучше бы она занималась тобой, любила тебя и играла с тобой! Она  порола тебя когда-нибудь?

Мальчик.  Да, много раз. И отец тоже бьёт.

Страус. И отец бьёт тебя? Да это же отвратительно! Дети же не бьют своих родителей. Так почему же родители позволяют себе это? А знаешь, что сказал твой отец, когда увидел страусиное яйцо? Он сказал, что из него выйдет отличный омлет.

Мальчик. А знаешь, что он сказал, когда увидел море? «Да, ничего корыто, только нет моста».

Страус. Залезай ко мне на спину, ты не увидишь больше своих родителей, но зато увидишь мир!!!

Ведущий.  И ушедшие  из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где найдут они своё пристанище: на вокзалах, в подвалах домов или  ещё хуже, в колониях для несовершеннолетних?

        Учитель  Компания подростков обчистила карманы подвыпившего прохожего. 15-летнему Толе досталась зажигалка стоимостью 7 рублей. Малолетних преступников осудили. Суд города Москвы приговорил мальчика к  5  годам лишения свободы…

Во многих странах дела несовершеннолетних рассматривают особые суды, для которых главным является вопрос о будущем подростка. У нас в России по-другому. Суды порой суровы к юным правонарушителям. Несовершеннолетний Иван  совершил  кражу и был задержан на месте преступления. До начала следствия был помещен в изолятор временного содержания. Вместе с ним находились взрослые задержанные. Через некоторое время Иван попросил дежурного отпустить его домой, твёрдо обещая утром явиться в милицию. В этой просьбе ему было отказано. Через час он попросил какую – нибудь книгу или газету. И в этой просьбе было отказано. Он попросил позвонить домой – тоже отказ. На вопрос Ивана, почему ему ничего не разрешается, ответил молодой милиционер: «Потому что ты преступник».

 ЗАДАНИЕ,Как вы думаете, было ли нарушено какое-нибудь право ребёнка? Оцените действия и ответы милиционера (ответы). Работа со ст.40., ст.37.

Ведущий.  Мы предлагаем вам отрывок из художественного фильма «Сэр» о малолетнем преступнике Саше Григорьеве (демонстрация фрагмента).

Какие преступления с точки зрения закона совершил Саша Григорьев в данном эпизоде? (побег, кражи с применением холодного оружия).

Какое право, отмеченное в Конвенции, нарушил Саша Григорьев? (каждый человек имеет право владеть имуществом, т.е. никто не имеет право отобрать у него принадлежащие ему вещи).

Ведущий.  В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и ещё не видимы глазу характер, индивидуальность. Формирование личности происходит с годами. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче. А чем больше в обществе ярких индивидуальностей, тем богаче само общество.

Демонстрация отрывка фильма «Чучело» или вспомните фильм «Чучело». Пример нарушения права на индивидуальность мы видим в этом фильме. Подрастая, дети начинают общаться между собой. Иногда грубость, бесцеремонность некоторых перерастают в жестокость. Если физическую жестокость легко определить, так как последствия видны: синяки, ссадины, шрамы и т.п., то эмоциональные травмы порой менее заметны глазу, но не менее тяжелы (Ст.8.).

        Учитель  Существует ещё одна форма жестокости – сексуальное насилие. Мать 3- летнего мальчика не могла найти работу и кочевала по квартирам приятелей. С последним приятелем брак зарегистрировала. Отчим оказался наркоманом, гомосексуалистом и сутенером, он «сдавал» мальчика своим дружкам. В 12 лет мальчик убил отчима, попал в спецшколу, где задумал создать свою организацию, карающую взрослых…

Назовите ст. Конвенции, которые были нарушены действиями отчима ребенка (ст., 19, ст.34).

Итак, если ребёнок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне Конвенция (никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать).

Если ребёнок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существует горячая телефонная линия для жертв насилия – телефон доверия, по которому вы можете позвонить в любое время (телефон доверия вашего города).

Ведущий.  Мы сегодня говорили о правах ребёнка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Понимают ли как пользоваться этими правами? Не забывают ли, что на каждое право, есть обязанность?

Итак, чтобы не осталось тягостного впечатления после нашей «Азбуки права» - настоящий детский юмористический журнал «Ералаш» (фрагмент журнала по правам ребёнка).

В заключении хотим отметить, что каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, что и показал сюжет.

Проголосуйте, пожалуйста, карточками (понравилось, не понравилось, всё равно).

Спасибо!

Литература.

1.     «Всеобщая Декларация прав человека» для детей и взрослых/ пересказ А.Усачева. – М.:Ангстрем, 1992.

2.     Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Нар. образование, 1995.-112 с.- (Библиотечка журнала «Нар.образование». 1995. № 2).

3.     Ералаш: детский юморист. журнал: вып. 53. 54, 66-80. – М. : киностудия им. М.Горького.

4.     Жаркова А. Горько. Больно. Стыдно. // Мир женщины. 1999. № 4.

5.     Привер Ж. Страус. Сказки для взрослых// «Миша» для родителей. 1998. № 3, 4.

6.     Симмонс Дж.Л., Мак-Кола Дж. 76 способов защитить вашего ребёнка от преступников.-СПб: Питер-Пресс, 1995.

7.     Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: АСТ – Пресс, 1998.

8.     Соколов Я.В. Граждановедение: Учеб.пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно – внедренческий центр «Гражданин», 1997.

9.     Стрелкова И. Закон есть закон//Школьная роман0газета. 1999. № 1.

10.                       Сэр: (Свобода – это рай): Худож.фильм / реж.С.Бодров. – М.: Мосфильм, 1989.

11.                       Фролова Г. Умеют ли дети защищать свои права? // Нар.образование. 1998. № 9, 10.

12.                       Шнекенфорд З.К. Младшим школьникам о правах ребёнка: пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 1997.

 


 

 

 

Праздник вручения паспорта.

В нашей школе проведение такого праздника стало традицией.Вручение паспортов проходит очень торжественно и в доброй и радушной атмосфере.

 

Праздник, посвященный вручению паспортов молодым гражданам России.

 

       На фоне спокойной музыки двое ведущих читают стихотворение астраханской поэтессы Н.Мордовиной «Астрахань».

 

 


Словно лебедь белая,

По – над Волгой синей

Выплывает Астрахань

Пристанью России.

Веют ветры с Каспия,

Со степей горячих…

Астрахань, ты, Астрахань –

Город мой рыбачий!

В радости и в горести

Сердце не забыло:

Ты учила гордости,

Наполняла силой.

Астрахань, ты Астрахань,

Стены крепостные…

Песни Стеньки Разина –

Песни о России…

Смотрит время новое

Прямо солнцу в очи,

Молодеет Астрахань,

Город мой рабочий.

Где бы мы ни плавали –

Нет родней причала…

Астрахань, ты, Астрахань –

Ты – моё начало!

 


(на экране появляются фотографии Астраханского края).

 

          Ведущий. Астрахань, ты, Астрахань,  ты – моё начало!

 Это замечательное стихотворение посвящено нашей малой Родине – Астраханскому краю. И в этом прекрасном краю живут замечательные ребята, для которых сегодня особенный день. Сегодня мы будем вручать им паспорта. Именно для них сегодня праздник!

 

1 –й чтец.

Кому нынче песню, друзья, запеваем?

Что песнь наша славит, кого величает?

То юные граждане жизнь начинают,

То юность России в гражданство вступает!

 

2-й чтец.

Жизнь – это значит дорога крута,

Жизнь – это вечно в глазах высота.

Видеть вершину всегда пред собой,

Видеть сквозь бурю,

                      Сквозь тучи препятствий

И по камням, по тропе ледяной

Все подниматься, все вверх подниматься!

 

3-й чтец.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны всё чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи жди от нас страна.

Ты подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться,

И, может, от одной твоей руки

Зависит все, что будущим зовётся.

 

 

Ведущий.  Сейчас  я расскажу вам небольшую историю паспорта.

Слово "паспорт" итальянского происхождения. Оно состоит из двух слов – "пасса" (проходить) и "порто" (гавань, порт) и разрешало раз проход или проезд через границу.

Самые первые паспорта значительно отличались от тех, с которыми мы привыкли иметь дело.    

     В Древнем Египте удостоверением личности служил перстень с вырезанным на нем именем правящего фараона. Такой перстень свидетельствовал о принадлежности его владельца к высшим слоям общества.

    В Киевской Руси своеобразным удостоверением личности был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой области его обладатель и сколько ему лет. Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный и ярко раскрашенный. Маленький ребенок опоясывался нитью. С возрастом нить расширялась, постепенно превращаясь в пояс. По тому, какую часть тела обвивал пояс, можно было судить о профессии его обладателя. Например, ремесленники вообще носили наголовные повязки.

    В 1937 году в паспорте впервые появилась фотокарточка, начали выдавать долгожданные бессрочные паспорта. Их получали граждане старше 40 лет. А вот крестьяне какими бесправными были в царской России, такими и остались в советской. Им по-прежнему затрудняли путь в город, выдавая только временные документы. Полное равенство всех жителей страны в паспортных правах установилось лишь в 60-70-х годах. Тогда всем без исключения разрешили иметь одинаковые паспорта.

      Много- много раз  менялась форма, цвет и содержание паспорта.

 

Ведущий.   Проведем небольшой экзамен на гражданскую зрелость. (На экране слайды).

  1. Сколько страниц в паспорте? (19).
  2. В каком возрасте впервые получают паспорт? (14 лет).
  3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации).
  4. Есть в паспорте фотография? (Есть).
  5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения).
  6. Какие сведения еще есть в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение, имена детей, сведения о ранее выданном паспорте).
  7. Защищены ли водяными знаками страницы паспорта? (Да).
  8. Что делать, если потерял или украли паспорт? (Немедленно обратится в органы внутренних дел).
  9. В каких случаях паспорт выдаётся повторно? (при устройстве на работу, на учёбу при покупке билетов на самолет, поезд и много, многое другое).
  10.  Что относится к знакам суверенитета государства? (флаг, герб, гимн).
  11. Что такое гимн? (слово «гимн» в переводе с греческого означает «торжественная песнь». Гимны бывают: государственные, военные, религиозные).
  12. Что представляет собой Государственный флаг России? (прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного).
  13.  Что такое государственный Герб? (Герб – эмблема государства. Герб – отличительный знак страны).

Ведущий. Молодцы! Экзамен прошли. А сейчас попрошу всех приготовиться к торжественной церемонии вручения паспортов юным гражданам России.

Ведущий.  Для проведения церемонии вручения паспортов приглашаем начальника ОУФМС Ляшенко М.В.

Производится вручение паспортов.

 

Звучит гимн России. Слово для поздравления предоставляется директору интерната, начальнику ОУФМС, гостям.

 

Ведущий. Уважаемые взрослые и дети, гости и педагоги! Торжественная часть праздника подошла к концу. Мы благодарим всех, кто принял в нем участие. Здоровья всем, счастья, благополучия, всех земных благ!

Приглашаем к чайному столу.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»